В Беларуси могут появиться финансовые омбудсмены


По словам заместителя начальника главного юридического управления Национального банка Беларуси Любови Слободчиковой, в Беларуси планируется внедрить институт уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг (финансовых омбудсменов).

Как заявила она на пресс-конференции 10 марта, регулятор сейчас работает над соответствующим проектом указа президента.

Слободчикова сообщила, что такой институт действует уже давно в ряде стран, это общепринятая мировая практика: «Хотелось бы отметить положительный опыт России, Армении, Казахстана, чьи наработки можно использовать, внедряя в законодательство нашей страны».

Юрист отметила, что в мире, в том числе в Беларуси, активно внедряются альтернативные формы споров — институты медиации, третейского суда, пишет БелаПАН.

«Одним из таких инструментов будет и институт финансовых омбудсменов. Мы видим его преимущества перед судебным рассмотрением споров. Это, прежде всего, безвозмездность рассмотрения, оперативность и обязательность выполнения решения», — отметила Слободчикова.

В свою очередь заместитель начальника управления законопроектных работ и экспертизы нормативно-правовых актов главного юридического управления Нацбанка Виталий Сорокин, проект указа предполагает создание Национальным банком Агентства уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг, в рамках которого руководитель агентства будет решать споры между потребителями и финансовыми учреждениями.

«В частности им будет приниматься решение о привлечении финансовых арбитров для разрешения споров между гражданами и организациями, будет выдаваться свидетельство о квалификации этих арбитров в соответствии с их деловыми качествами и деловой репутацией», — отметил Сорокин.

По его словам, предполагается установление права потребителей финансовых услуг в случаях наличия у них разногласий с финансовой организацией обращаться к финансовым арбитрам для разрешения спора. Однако будут введены некоторые ограничения: сумма спора не должна превышать 500 базовых величин (на сегодня это порядка 6 тыс. долларов); до обращения к финансовому арбитру гражданин должен с письменной претензией обратиться в финансовое учреждение для получения ответа; если оно не ответит в течение пяти дней можно обращаться к арбитру; спор не должен быть предметом рассмотрения суда.

Юрист выделил преимущества данного института: бесплатное решение спора, решение вступает в силу через десять дней и имеет обязательную силу, может быть передано при неисполнении в данный срок судебному исполнителю, рассмотрение внесудебное и упрощенное.

Сорокин сообщил, что проект указа направлялся на согласование в заинтересованные ведомства, в целом был поддержан, были некоторые замечания, в соответствии с которыми данный проект документа дорабатывается.

По словам Слободчиковой, также в настоящее время разрабатывается концепция закона о защите прав потребителей финансовых услуг.

«Предполагается, что в законе будут отражены основные моменты: детализированные права потребителей, полномочия государственных органов, которые будут защищать права потребителей, порядок взаимодействия, сроки рассмотрения, права и обязанности организаций, оказывающих финансовые услуги. Другие актуальные вопросы найдут отражение в законе», — отметила начальник главного юридического управления Нацбанка.

548 просмотров