Государство спрашивает у бизнеса, какие барьеры убрать с его пути
Белорусские власти ждут от бизнеса предложений по сокращению излишних требований и контроля к субъектам хозяйствования.

13 января этого года распоряжением президента создана рабочая группа, которая должна подготовить предложения по трем основным направлениям.
Власти, в частности, хотят услышать мнение бизнеса «по кардинальному сокращению технических и иных норм, правил и обязательных для соблюдения требований к осуществлению хозяйственной, предпринимательской и иной деятельности; закреплению на уровне указа президента Беларуси основных требований, являющихся минимально достаточными для осуществления хозяйственной, предпринимательской и иной деятельности; совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности, направленные на минимизацию вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность предприятий».
Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН) предложил субъектам хозяйствования воспользоваться предоставленной возможностью и на примере своего предприятия выявить болевые точки и барьеры, которые мешают, замедляют, снижают эффективность или не позволяют вести предпринимательскую деятельность, и представить предложения и аргументы по отмене или корректировке норм действующего законодательства.
«Все полученные предложения будут обобщены и представлены в рабочую группу и Министерство экономики. Сократив излишние требования, белорусский бизнес избавится от бесполезных затрат, чрезмерного внимания контролирующих органов, что станет залогом повышения его конкурентоспособности», — говорится в сообщении бизнес-союза.
Как рассказала Naviny.by сопредседатель правления и директор БСПН Жанна Тарасевич, в рабочую группу вошли представители Минэкономики, Минздрава, МЧС и других ведомств на уровне министров и заместителей министров, а также представители бизнеса.
«Этой рабочей группе до 24 марта поручено дать предложения по трем направлениям: по устранению излишних барьеров по санитарным, техническим и иным нормам, по предпринимательской деятельности и по совершенствованию контрольной деятельности в Беларуси. То есть, это как раз тот шанс, данный президентом, предоставить предложения, и, возможно, эти барьеры будут отменены», — отмечает Жанна Тарасевич.
Представители бизнеса неоднократно поднимали вопрос о чрезмерных требованиях и излишнем контроле со стороны государства. Об этом свидетельствует также социологические данные.
Так, согласно результатам опроса среди 400 малых и средних частных предприятий Беларуси, который в апреле-мае прошлого года провела лаборатория аксиометрических исследований «Новак» по заказу Исследовательского центра ИПМ, 30,3% респондентов назвали обременительные административные процедуры (лицензии, сертификация, проверки и пр.) в числе наиболее существенных внешних барьеров для развития бизнеса в нашей стране. При этом в 2015 году количество таких респондентов составляло 15,2%.
Об усилении давления на экономику в ноябрьском номере журнала «Банкаўскі веснік» писал доктор экономических наук, бывший помощник президента по экономике, а ныне посол в Китае Кирилл Рудый.
«В 2015 году явно проявилось силовое давление на экономику (и в том числе на иностранных инвесторов) в виде роста количества дел в суде по административным правонарушениям в экономической сфере. Количество данных дел за 2015 год увеличилось по сравнению с 2014 годом с 9792 до 13 361. При этом основной вклад в силовом давлении на белорусскую экономику в 2015 году внесли Министерство по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет», — отмечал Кирилл Рудый.
Кроме того, по его словам, по указанным ведомствам больше всего вырос процент дел, по которым были наложены взыскания (по отношению к поступившим в суд).
«В случае обжалования в суде действий или бездействия должностных лиц МНС, ГТК и при проверке законности было удовлетворено полностью или частично лишь небольшое количество дел. При этом количество обжалований с 2013 годом стало сокращаться», — подчеркивал доктор экономических наук.
Он считает чрезмерное силовое давление на экономику одной из причин инвестиционного разворота в Беларуси, то есть существенного оттока прямых иностранных инвестиций.