Что мешает белорусским ИП зарабатывать деньги
В 2016 году основными проблемами при ведении бизнеса индивидуальными предпринимателями являлись падение потребительского спроса, а также принятие законотворческих решений, регулирующих деятельность ИП. Об этом, как пишет БелаПАН, свидетельствуют данные проведенного РОО «Перспектива» опроса индивидуальных предпринимателей.

Как сообщил председатель организации Анатолий Шумченко на презентации итогов опроса, он был проведен силами активистов в регионах среди предпринимателей, занятых в розничной торговле товарами легпрома. В исследовании приняли участие около 300 ИП.
По словам лидера «Перспективы», если в предыдущие годы в качестве основных проблем для своей деятельности предприниматели во время опроса указывали высокие налоги и арендную плату, конфискации и штрафы, то теперь ответы распределились таким образом: о высоких налогах заявили 5% респондентов, о высокой арендной плате — 10%, штрафы и конфискации упомянули только 3% опрошенных, вариант «законы и указы для ИП» выбрали 33% респондентов, вариант «нет торговли» — 34%.
Исходя из данных опроса, 59% ИП представляют люди в возрасте от 45 лет и старше; о том, что они заняты в бизнесе дольше трех с половиной лет, заявили 95% респондентов.
«Прироста новых ИП на сегодня практически нет. С 2009 года мы видим, что процент тех, кто работает свыше трех лет, только увеличивается, но мы почти не встретили людей, которые только открылись и начали заполнять места. Мы стареем, прироста нет. Получается, мы проживаем свой цикл, а за нами никого нет», — заявил Шумченко.
Первичный мотив для организации бизнеса как вынужденный определили 46% опрошенных, как добровольный — 29%. Оба варианта выбрала четверть ИП.
«Первичный мотив, как и ранее, вынужденный, что ставит нашу страну в один ряд с наименее развитыми экономиками. То есть человек идет заниматься бизнесом оттого, что у него нет возможности работать по своей прямой специальности и таким образом реализовывать себя», — отметил председатель «Перспективы».
На вопрос об источниках финансирования для открытия бизнеса и накопления капитала большинство предпринимателей (85%) ответили, что использовали собственные средства, 10% — средства, занятые у друзей и знакомых и только 5% назвали средства банков.
«Становится очевидной бесполезность для ИП роли банковской системы. Декларируемая помощь малому бизнесу проходит мимо индивидуальных предпринимателей и касается больше юридических лиц. Доля тех, кто называет в качестве источников финансирования банковские средства, с 2010 года уменьшается», — отметил Шумченко.
Несколько вопросов касались перспектив перехода ИП в другие сферы бизнеса. Более 70% респондентов заявили, что их доходы в минувшем году существенно снизились. Однако при увеличении доходов большинство опрошенных (79%) готовы продолжать трудиться в сфере розничного бизнеса, 10% рассчитывают на переход в сегмент оптовой торговли, 5% — в сферу производства, 5% — в сферу услуг, 1% — в финансовую сферу.
«Еще в 2010 году у нас было 10%, которые надеялись, что они сформируют капитал для перехода в крупный бизнес. Если быть откровенным, этот показатель с каждым годом стремится к нулю. То есть социально-экономический лифт в нашей стране полностью отсутствует», — заявил Шумченко.
Предприниматели также отметили, что у многих из них на иждивении находятся близкие родственники.
«Социальная значимость ИП сегодня по-прежнему велика, 75% предпринимателей, по нашему опросу, содержат двоих и более родных», — уточнил глава организации.
Шумченко уточнил, что 86% респондентов заявили о намерении уйти из бизнеса в течение 2017—2019 годов, если требования по сертификации продукции останутся неизменными, остальные готовы продолжать работать со всеми необходимыми документами.
На вопрос, устраивает ли предпринимателей работа в условиях принятого в 2014 году указа президента № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами», отрицательно ответили 99% респондентов.
При этом 93% опрошенных заявили о поддержке разработанного организацией и отвергнутого чиновниками «народного проекта» указа «О фиксированном сборе», основная идея которого заключается в разрешении торговать без документов, уплачивая за это определенный сбор.
Такое же количество предпринимателей заявили о готовности принимать участие в забастовках и митингах в случае нарушения своих прав и интересов.
Согласно данным опроса, большинство торгующих легпромом предпринимателей (57%) по-прежнему поставляют товары из стан СНГ, прежде всего России. Однако, обратил внимание Шумченко, до 19% выросло количество респондентов, торгующих отечественной продукцией.
Отвечая на вопрос, на кого предприниматели надеются в решении своих проблем, 85% из них назвали общественные организации ИП и оппозицию, только 2% — местные власти, 4% — депутатов парламента, 9% — президента.
При ответе на вопрос «В чем или в ком вы видите угрозы для своего бизнеса?» 35% респондентов упомянули президента, 51% — правительство, 12% — членство Беларуси в Евразийском экономическом союзе.
Об отрицательном влиянии на собственный бизнес со стороны местных органов власти заявили 65% опрошенных, о положительном — 33%. Также 2% отметили, что деятельность местных органов на их деле никак не сказывается. При этом об увеличении проверок со стороны контролирующих органов сообщили 39% респондентов.
«Основной вывод, который мы хотим сделать по материалам исследования, — кризисные проявления в экономике, отсутствие конструктивной политики властей в части определения роли и перспектив развития индивидуального предпринимательства приводят к дальнейшей стагнации данного сектора экономики, что неизбежно приведет к увеличению безработицы из-за разорения предпринимателей, к сужению ассортимента товаров на потребительском рынке и увеличению цен из-за отсутствия должного конкурентного предложения в среднесрочной перспективе», — заключил Шумченко.