Сколько Беларусь заработала на секретной нефтяной схеме


Россия на этой неделе признала, что оказывала поддержку Беларуси в скрытой форме. Cейчас Москва и Минск не могут договориться по нефтяным вопросам, поэтому разглашаются даже конфиденциальные схемы и цифры, которые свидетельствуют о том, что возникшие вопросы весьма чувствительны для белорусской казны.

 

Поступления «от иностранных государств» резко выросли

В отчете белорусского Минфина о состоянии госфинансов говорится, что в первом полугодии безвозмездные поступления консолидированного бюджета составили 937,3 млн рублей. За аналогичный период прошлого года безвозмездные поступления составляли 181,3 млн рублей. За счет чего так резко выросли доходы по этой загадочной статье?

Как свидетельствует статистика Минфина, рост безвозмездных поступлений связан с получением доходов от иностранных государств. За январь-июнь белорусский бюджет пополнился за счет безвозмездных поступлений от иностранных государств на 925 млн рублей, что почти в 5,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом доля безвозмездных поступлений от иностранных государств в общем объеме доходов республиканского бюджета увеличились с 1,9% в первом полугодии 2017 года до 8,1% (!) в первой половине 2018-го.

Ранее Минфин Беларуси отмечал, что доходы бюджета от иностранных государств в этом году связаны с поступлениями из России в рамках соглашений в нефтегазовой сфере, подписанных в апреле 2017 года.

Белорусские чиновники кулуарно поясняли, что речь идет о так называемой схеме «перетаможки» российской нефти. При этом госслужащие до последнего времени отказывались раскрывать подробности этой схемы.

«Вопрос о «перетаможке» — тема не для открытого обсуждения. Убытков никаких для страны эта схема не несет, она дает стране плюс. Однако, согласно межправительственным договоренностям Беларуси и России, этот вопрос относится к информации для служебного пользования», — заявлял весной этого года корреспонденту БелаПАН высокопоставленный представитель нефтеперерабатывающей отрасли.

При этом он уточнял, что если обе стороны не будут возражать, «а с нашей стороны возражений точно не будет, то эта схема может быть продолжена и в 2019 году».

Однако на этой неделе российский Минфин недвусмысленно дал понять, что формы взаимодействия России и Беларуси в нефтяной сфере необходимо кардинально пересматривать.

 

Москва недовольна старой формой поддержки Беларуси

Скрытого субсидирования белорусской экономики больше не будет, а поддержка, если она будет оказываться, приобретет счетный характер, заявил на этой неделе в интервью Reuters директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов России Алексей Сазанов.

Он уточнил, что сейчас Москва и Минск ведут переговоры о компенсации белорусской стороне последствий налогового маневра в нефтяной отрасли России. Но если такая компенсация будет, продолжил он, «это должен быть “счетный механизм”, когда все будут видеть, какую сумму в год мы направляем из бюджета России на поддержку Республики Беларусь».

При этом Сазанов отметил, что формы взаимодействия Москвы и Минска в нефтяной сфере предусматривали до последнего времени «некое скрытое субсидирование экономики Беларуси». «Сейчас, когда проводится маневр, все это “всплывает” на поверхность, больше такого скрытого субсидирования уже не будет», — заявил представитель Минфина России.

На поверхность действительно стало многое всплывать, и даже те вопросы, которые высокопоставленные чиновники ранее относили к конфиденциальной информации.

В недавнем интервью телеканалу «Беларусь 1» Александр Лукашенко раскрыл все подробности схемы с «перетаможкой» 6 млн тонн российской нефти и отметил, что данная схема была использована, чтобы компенсировать Беларуси возросшую цену на газ.

«Мы договаривались о цене на газ. В Питере в апреле полтора года назад мы нашли вместе с Путиным хороший выход из очень сложной ситуации,.. подключив сюда нефть. Так называемая «перетаможка». Когда 6 млн тонн нефти мы могли продавать, а таможенные пошлины зачислять в свой бюджет», — пояснил Александр Лукашенко.

Проблема оказалась в том, что объем поступлений белорусского бюджета от «перетаможки» стал расти в связи с увеличением цен на нефть, и это вызвало недовольство у российского правительства, в результате чего Москва стала ограничивать использование этой схемы.

«Кто-то из так называемых умных либералов (не буду называть фамилии) в Минфине России увидел, что белорусы уж слишком много получили и обеднел российский бюджет… И россияне перестали перечислять часть денежных средств — в нарушение наших договоренностей», — заявил Александр Лукашенко.

По оценкам Минфина России, которые в июле этого года были озвучены в Госдуме, российский бюджет недополучает около 3 млрд долларов в связи с нефтяными договоренностями с Беларусью. Видимо, российское правительство хочет сократить объем выпадающих доходов.

Но Минск новым правилам игры в нефтяной сфере сопротивляется изо всех сил, поэтому между двумя странами продолжаются споры, которые уже приобрели публичный характер.

 

Новая нефтяная реальность

На 21 сентября запланирована встреча президентов Беларуси и России, в октябре российский лидер прилетит в Могилев. Совершенно очевидно, что нефтяные вопросы будут обязательно обсуждаться во время предстоящих встреч с участием глав государств.

Официальный Минск настаивает на том, что Россия должна компенсировать Беларуси последствия налогового маневра в нефтяной отрасли. Он предполагает, что в 2019-2024 годы вывозная пошлина на нефть в России снизится с 30% до 0%. Беларусь при импорте углеводородного сырья эту пошлину не уплачивает. Одновременно с этим будет повышаться налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти на величину снижения экспортных пошлин, что приведет к увеличению входящей стоимости нефти для Беларуси.

Поскольку нефть подорожает и для российских НПЗ, им в России будет предоставляться компенсация из бюджета в виде отрицательных акцизов. Минфин Беларуси, в свою очередь, заявляет, что денег на такую поддержку своих НПЗ в белорусской казне нет.

«Если мы будем функционировать в рамках налогового маневра, а наши партнеры-конкуренты (российские НПЗ. — ред.) будут пользоваться субсидиями, то у нас сложится непропорциональный рынок топлива. У нас в этом случае стоимость топлива намного будет превышать стоимость топлива в России», — заявил замминистра финансов Дмитрий Кийко в августе этого года на пресс-конференции, отвечая на вопросы БелаПАН.

В условиях открытой границы с Россией, добавил он, «это приведет к неконкурентным условиям» работы белорусских НПЗ. «По сути, российские нефтепродукты будут вытеснять белорусские нефтепродукты с нашего собственного рынка», — заявил Дмитрий Кийко.

Чтобы нивелировать негативные последствия налогового маневра в нефтяной отрасли России, Минск рассчитывает получить от Москвы компенсацию.

«Наши требования в этой части абсолютно законные. Россия проводит налоговый маневр, в результате которого вырастет НДПИ, который фактически будет уплачивать Беларусь при покупке российской нефти. При этом за счет НДПИ Россия собирается поддерживать свои НПЗ, предоставляя им отрицательные акцизы. А почему в таком случае белорусские НПЗ не могут рассчитывать на поддержку из российского бюджета?» — задается вопросом экономист Сергей Чалый.

При этом он обращает внимание, что создание Евразийского экономического союза предусматривает свободное перемещение товаров в рамках интеграционного объединения, поэтому беспошлинные поставки российской нефти в Беларусь — это не субсидии, о которых говорит Минфин России, а условия функционирования любого экономического пространства.

«Россия хочет получить политические выгоды от создания ЕАЭС, но не хочет за это платить. Если Россия не тянет цену создания этого союза, то пусть признает», — подчеркивает Чалый.

Наверняка Минск будет использовать интеграционную риторику, чтобы получить от Москвы серьезную компенсацию за налоговый маневр в нефтяной отрасли России.

Однако белорусские экономисты сомневаются в том, что Кремль публично согласится выдавать Минску большие суммы (на миллиарды долларов) в виде компенсации. Напомним, ранее белорусский Минфин посчитал, что потери бюджета из-за реализации в России налогового маневра могут достичь к 2024 году двух миллиардов долларов ежегодно.

«Российские власти пошли на непопулярные меры — приняли решение о повышении НДС и пенсионного возраста. Поэтому вряд ли на этом фоне Россия согласится публично давать большие подарки Беларуси», — считает академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.

По мнению эксперта, Россия, скорее всего, согласится предоставить компенсацию Беларуси, но вряд ли ее размер будет выражаться в миллиардах долларов.

«Нужно быть готовым к тому, что на фоне налогового маневра в России нефтяные доходы белорусского бюджета будут сокращаться. Вероятно, это приведет к тому, что возможности Беларуси платить по долгам за счет недолговых источников будут сужаться, и нужно будет привлекать новые заимствования для погашения старых», — предполагает Катерина Борнукова.

Как известно, Беларусь уже запросила у России новый кредит на миллиард долларов…

28 просмотров