Белорусская оборонка может пострадать от санкций против России


Беларусь становится значимым игроком на мировом рынке вооружений. При этом белорусский ВПК по-прежнему тесно связан с российским. Не ударят ли рикошетом по белорусской оборонке американские санкции против Москвы?

Белорусская оборонка может пострадать от санкций против России

Фото пресс-службы президента

2017 год оказался успешным для белорусского оборонного сектора. На 25% вырос объем производства. На 15%, до более чем одного миллиарда, увеличился экспорт вооружений. Об этом 31 января в Минске на заседании коллегии Государственного военно-промышленного комитета сообщил его председатель Олег Двигалев.

По его словам, сегодня белорусскую продукцию военного и двойного назначения покупают в 69 странах. Основными клиентами являются Азербайджан, Йемен, Казахстан, ОАЭ, Сирия, Судан, Уганда и Эритрея. Поставки также велись в Армению, Джибути, Кот-д’Ивуар, на Кубу, в Нигерию, Польшу, Словакию и Туркменистан.

Председатель Госкомвоенпрома отметил, что, по данным мировых компаний, отслеживающих конъюнктуру на международных рынках вооружений, Беларусь входит в двадцатку ведущих мировых экспортеров военного имущества и услуг.

По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), за 2004-2011 годы наша страна экспортировала военной техники и вооружений на сумму свыше 550 млн долларов. А за 2012-2016 годы — еще на 625 млн долларов. Это только с учетом летальных видов оружия (артиллерийских и ракетных систем, танков, бронетехники и боевых самолетов).

Между тем еще два десятка лет назад такой результат представлялся маловероятным. Хотя в советские времена в Белорусской ССР на оборону трудились около 120 предприятий и организаций, в том числе 15 научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ).

Однако на территории БССР ввиду ее пограничного положения, как правило, не размещались производства по выпуску готовых систем вооружений. В большинстве случае белорусские предприятия специализировались на изготовлении полуфабрикатов, комплектующих изделий и подсистем.

После распада Советского Союза в процессе конверсии и реструктуризации руководству Беларуси удалось сохранить основное ядро предприятий и организаций оборонного сектора страны (включая все 15 НИИ и КБ), сформировать производственную кооперацию между ними и изыскать источники финансирования. А также поддержать отечественный ВПК внутренним военным заказом.

В итоге осколки советской оборонки были трансформированы в связанный кооперацией научно-производственный комплекс, ориентированный на развитие ряда перспективных оборонных технологий. Прежде всего — в области информатики, телекоммуникаций, автоматизированных систем управления, электронно-оптических систем и приборостроения.

При этом, как и в советские времена, для многих оборонных предприятий Беларуси главным рынком оставалась и остается Россия, унаследовавшая от СССР львиную долю заводов, выпускающих готовые образцы вооружений. Отсюда — заинтересованность белорусского руководства в сохранении тесной кооперации предприятий отечественного ВПК с российскими партнерами.

При этом по подавляющему числу позиций поставки комплектующих изделий и технологий предприятиями белорусской оборонки на сегодня не являются критичными для ВПК России. Москва неоднократно заявляла о планах отказаться от них в рамках политики импортозамещения. Что ставит вопрос о диверсификации рынков нашего военпрома.

В экспорте продукции военного и двойного назначения из Беларуси в третьи страны до определенного времени большую часть составляли боевая техника и вооружение советских времен из запасов Белорусского военного округа. И, соответственно, проектные решения по их ремонту и модернизации.

Удельный вес современных готовых вооружений и военной техники собственной разработки в поставках белорусского военпрома был до недавнего времени относительно невелик. Желание изменить ситуацию и повысить конкурентоспособность нашей оборонки на мировом рынке вооружений заставило военно-политическое руководство Беларуси существенно изменить целевые установки развития ВПК.

Сегодня приоритеты отданы развитию систем огневого поражения, средств подвижности систем вооружения, беспилотным авиационным комплексам военного и гражданского назначения, боевым геоинформационным системам, системам комплексного противодействия высокоточному оружию.

В результате оборонной промышленности страны удалось создать целый ряд достаточно современных эффективных образцов вооружения и военной техники, востребованных на внешнем рынке.

Но, по мнению некоторых комментаторов, такая активизация на внешних рынках может иметь и негативные последствия для отечественных оборонщиков.

В октябре прошлого года Госдепартамент США обнародовал список российских оборонных компаний, предприятий и силовых ведомств, тесное сотрудничество с которыми грозит санкциями юридическим и физическим лицам в любых странах.

В этом перечне фигурируют такие гиганты российского ВПК, как «Калашников», «Ижмаш», «Туполев», «Алмаз-Антей», «Рособоронэкспорт», «Ростех», «Сухой», «Адмиралтейские верфи», «Ижевский механический завод», «Оборонпром», «Уралвагонзавод», «Вертолеты России», а также некоторые силовые структуры — ФСБ, СВР, ГРУ.

29 января представители Госдепа США заявили о намерении лишить Россию доходов от продажи вооружения и военной техники, которые Кремль использует для продолжения своей компании по дестабилизации международной ситуации. В связи с этим предполагается убеждать страны и компании воздерживаться от оружейных сделок с Москвой.

Беларусь, имеющая тесные связи с Россией в военно-технической сфере, тоже может пострадать, полагает ряд экспертов.

Но анализ структуры поставок предприятий белорусского военпрома российским контрагентам не дает оснований для столь однозначных пессимистичных прогнозов. Основную долю в этом экспорте по-прежнему составляют компоненты и изделия двойного назначения.

Конечно, при большом желании некоторые предприятия, например Минский завод колесных тягачей, можно подвести под санкции. Но потребителями их продукции являются не только российские заказчики, а и клиенты из стран, союзных США.

При этом нельзя исключить, что определенные неприятности могут возникнуть у белорусских внешнеторговых объединений, торгующих военным имуществом.

В свое время, когда Беларусь числилась в странах-изгоях, а у России были хорошие отношения со странами Запада, включая США, в некоторые регионы мира Москве с точки зрения имиджа было выгоднее продавать оружие не напрямую, а через белорусских посредников. Репутации Минска тогда уже ничто не могло повредить. А руководству России было что терять.

Сейчас, когда США заявляют, что будут блокировать российскую торговлю оружием, не исключено, что ВПК России возобновит практику использования белорусских внешнеторговых объединений. Впрочем, учитывая острую конкуренцию на мировом оружейном рынке даже между союзниками, вряд ли эта практика получит широкое распространение.

Более того, на фоне ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном Минск может получить и выгоды в плане торговли оружием. Есть немало стран, которые не желают попадать в зависимость в столь чувствительной сфере ни от США, ни от России, а потому предпочитают иметь стороннего поставщика оружия. Беларусь же может предоставить таким клиентам услуги и товары достаточно высокого качества.

И вполне реально, что 2018 году выручка ВПК Беларуси вырастет еще на 20-25%.

62 просмотров